- Исторические предпосылки и положение города
- ЗАГАДКА ВОСЬМАЯ
- ЗАГАДКА ТРЕТЬЯ
- ЗАГАДКА ШЕСТАЯ
- ЗАГАДКА ДЕСЯТАЯ
- Начало войны (июнь-сентябрь 1941 года)
- ЗАГАДКА СЕДЬМАЯ
- Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)
- ЗАГАДКА ДЕВЯТАЯ
- 1942 или страшный год блокады
- ЗАГАДКА ЧЕТВЕРТАЯ
- Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году
- ЗАГАДКА ПЯТАЯ
- ЗАГАДКА ВТОРАЯ
- Снятие блокады Ленинграда
Исторические предпосылки и положение города
Основанный как новая столица, Санкт-Петербург играл эту роль до конца существования Российской Империи. Несмотря на близость к границе, войны обходили его стороной. Революции, изменение государственного устройства, возвращение центра власти в Москву отразились в переименовании города на Неве в Петроград, затем в Ленинград, но его статус политического, промышленного, научного, культурного центра и транспортный центр сохранился.
В конце 1930-х годов в «северной столице» проживало более 3 миллионов человек, и находящиеся здесь предприятия были важной составляющей промышленно-оборонного потенциала СССР. Но наличие государственной границы всего в 30-35 километрах от Ленинграда создавало проблему стратегической безопасности.
Попытки добиться переноса советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были достаточно активными, но не привели к успеху. В результате военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 годах, несмотря на трудности начального этапа, СССР добился необходимого переноса границы, причем на большее расстояние.
«Финская война» сильно повлияла на жизнь Ленинграда и его населения, который первым в Советском Союзе испытал на себе все превратности статуса «прифронтового города». Нехватка транспорта для поддержки боевых действий, сбои с топливом и продовольствием произошли, но они были преодолены и дали необходимый опыт многим городским лидерам. И даже частичные военно-мобилизационные мероприятия (отключение электроэнергии, перевод некоторых школ в военные госпитали) сделали ленинградцев более подготовленными к следующей великой войне.
Штаб трех армий (7-й, 14-й и 23-й) остался в Ленинградском военном округе после советско-финской войны. Но их численность и ударная сила, основанная на современной военной технике, к тому времени уже была значительно сокращена в пользу западных приграничных районов. Ленинград также принимал командование Балтийского флота Красного Знамени (крупнейшего в советском флоте). Флот располагал мощными силами авиации и противовоздушной обороны.
ЗАГАДКА ВОСЬМАЯ
Откуда пришло электричество?
«В Ленинградском крае было пять тепловых электростанций; они входили в Энергетическую систему Ленинградской области. Об этом периоде энергетики пишут так:
Энергетический блок
После того, как 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо квартала вокруг Ленинграда, город оказался отрезанным от всех пригородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередач. В самом Ленинграде работало всего пять тепловых электростанций.
Однако из-за нехватки топлива выработка энергии на них резко сократилась, чего хватило только на больницы, пекарни и правительственные здания, относящиеся к фронту. Прекращена передача электроэнергии от Волховской ГЭС, основное оборудование которой было демонтировано в октябре 1941 г и вывезено на Урал и в Среднюю Азию.
На станции остались в эксплуатации два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт каждый, которые работали на узле Волховстрой и воинских частях. Была парализована работа объектов обороны, перестали работать трамваи и троллейбусы, перестала работать система водоснабжения.
Многие инженеры-энергетики ушли на фронт, а остальные продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжелым днем для ленинградской энергетики было 25 января 1942 года. Во всей энергосистеме работала только одна станция с нагрузкой всего 3000 кВт…
Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии снизилось из-за режима экстремальной экономии. В январе 1942 года в городе закончился уголь, тепловые электростанции практически остановились и выработали всего 3000 кВт. При этом Волховская ГЭС вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на железнодорожные узлы и воинские части (то есть обратите внимание на цифру: 2 МВт — это очень мало в масштабах города).
В годы Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций в блокадном Ленинграде из-за нехватки топлива не могло работать. Зимой 1941-1942 гг. Котел No. 3 ТЭЦ «Красный Октябрь» переведены на жженый торф, который имелся на торфяных предприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил увеличить загрузку станции до 21-22 тыс. КВт на 23-24 тыс. КВт, вырабатываемых станцией. (Википедия)
То есть была объявлена окончательная цифра: вся система (точнее, торфяная ТЭЦ плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тысячи киловатт. Цифра кажется большой, но, например, отмечу, что этой энергии не хватает городу (например, Гродно, 338 тысяч человек), чтобы одновременно варить электрочайники.
С весны 1942 года в Ленинграде работало 6 трамвайных линий. Для обеспечения такого энергопотребления требуется 3,6 тыс. КВт электроэнергии (3,6 МВт). Так что по каждому маршруту курсирует 20 трамваев общей мощностью 120 (всего) с расчетной мощностью двигателя 30 (!) КВт (например, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт)…
Баланс электроэнергии еще предстоит сделать
Остаточная электроэнергия от движения трамваев (20 МВт) необходима для производства электроэнергии на предприятиях, а именно:
— десятки тысяч станков по 3-10 кВт (миллионы гильз, болтов, втулок, дюбелей, валов и т д.), — 30-100 МВт (это при 10 тыс станков на всех заводах);
— десятки станков для производства ружей (больших токарно-винторезных станков),
— прокатные станы (без брони не бывает),
— многие промышленные сварщики (ведь за полгода изготовили 713 резервуаров, 5 резервуаров в день), резервуар ошпаривается больше суток. Если предположить, что бак ошпаривается сварочным агрегатом за три дня, то потребуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт…
И в результате элементарных расчетов обнаруживаем, что остаточной энергии (20 МВт) нам очень не хватает, но электричество надо подавать в обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, больницы и т д»
ЗАГАДКА ТРЕТЬЯ
Почему не было порядка?
У немцев не было приказа оккупировать Ленинград. Кунгуров очень четко пишет об этом:
«Фон Лейб, командующий Северной армией, был компетентным и опытным командиром. Под его командованием находилось до 40 дивизий (включая танковые). Длина фронта перед Ленинградом составляла 70 км. Плотность войск достигла уровня 2-5 км на дивизию на направлении главного удара. В этой ситуации только историки, ничего не понимающие в военном деле, могут сказать, что в этих условиях он не мог взять город.
Мы не раз видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты заезжают в Подмосковье, крушат и стреляют в трамваи. Фасад был сломан, и впереди никого не было. В своих воспоминаниях фон Лейб и многие другие командиры немецкой армии заявили, что им запретили брать город, они получили приказ отойти с выгодных позиций…»
Это неправда, немецкие войска вели себя очень странно: вместо того, чтобы легко захватить город и наступить (понятно, что ополченцы, которые нам показывали в фильмах, в принципе не в состоянии противостоять серьезному сопротивлению регулярным войскам) войск), оккупанты уже почти 3 года находятся под Ленинградом, якобы блокируя все подходы к нему с суши.
А учитывая, что контратак защитников, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а настоящий санаторий! Было бы интересно узнать реальную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.
ЗАГАДКА ШЕСТАЯ
Куда делась продукция Кировского завода?
«Факт остается фактом: количество произведенной продукции подсчитано и объявлено, факт не подлежит сомнению. А теперь давайте немного подумаем о том, что на самом деле написали историки.
Первый вопрос касается способа доставки из осажденного города действующей армии, и особенно Подмосковью, 713 танков, 3000 орудий, миллион снарядов и, прежде всего, 58 бронепоездов — все это можно перевезти только по железной дороге, и требуется не менее 100 скоб. Для танков и бронепоездов тем более не привозить катера (таких катеров (паромов) еще не было).
Второй вопрос: объявлено массовое производство (и это в условиях блокады). Рассказы о том, что что-то можно выпустить, не имея сырья, материалов и тем более инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!
Все это направлено на постоянное снабжение необходимыми материалами и сырьем. Ведь в блокированном Ленинграде не было угля, железной руды и других месторождений, чтобы снабжать промышленность углем, сталью, коксом, ручьями и другими материалами!
«Историки» утверждают, что станки вращались вручную — это просто домыслы людей, неграмотных в технике: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (это приводы промышленных сверлильных станков и токарных станков), чтобы повернуть вручную и переверните чистый кусок металла. Вы сразу поймете, что это самое распространенное изобретение, своими руками это не то, что гарантирует требуемую скорость вращения, повернуть такую машину просто невозможно!..»
ЗАГАДКА ДЕСЯТАЯ
Все это кажется правдой?
«К ноябрю должен был иссякнуть не только уголь, но и все запасы сырья и сырья, продуктов питания (что и произошло). Из-за жесткой экономии эти акции были продлены до января. Перевозка жизни по дороге на автомобиле грузоподъемностью 1,5 тонны обеспечивала только потребность в пище (да и то не полностью).
Какие 100 тысяч тонн других товаров были привезены в первую зиму, «историки» не разглашают, но это не покрывает потребности отрасли (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность пришлось остановить. Но все фабрики работали и работали (это факт).
Неизвестно, откуда берется дополнительная энергия (вероятно, ее поставляли немцы). Также неясно, откуда взялись ресурсы и как был доставлен готовый продукт.
При этом немецкому командованию, чтобы полностью парализовать всю деятельность в городе, потребовалось уничтожить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны и одну после января 1942 г.), которые были хорошо видны обозревателям артиллерии огонь из дыма дымовых труб. Это очередная случайная невнимательность?
совершенно непонятно, почему танки 713 КВ не решили проблему снятия блокады Ленинграда, ведь в начале войны у нас было всего 636 танков КВ, и эти танки не были пробиты немецкими орудиями.
Одновременное и массовое применение этих танков должно было пройти любую оборону при поддержке 3000 выпущенных орудий (а на момент начала войны у нас было всего 1928 орудий) и при отсутствии экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы бросить немцев даже на границу…»
На имеющихся картах очень хорошо видно, что войска Ленинградского и Волховского фронтов были разделены в районе Шлиссельбурга узкой полосой шириной всего 12 км!
И поверить в то, что войска этих фронтов с огромным количеством производимой в Ленинграде мощной военной техники и боеприпасов не имели возможности оттеснить немцев от Ладожского озера хотя бы на 20-30 км, просто невозможно!
Более того, похоже, что в марте 1942 года произошло следующее знаменательное событие:
«29 марта 1942 года в Ленинград прибыл партизанский эшелон с продуктами для жителей города из Псковской и Новгородской областей. Событие имело большое пропагандистское значение и продемонстрировало как неспособность противника контролировать тыл своих войск, так и возможность того, что регулярная Красная Армия разблокирует город, поскольку партизанам это удалось…»
Однако окружение так и не было прорвано, и мы пока не знаем причин этого…
Начало войны (июнь-сентябрь 1941 года)
Немецкий план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград как на одно из трех основных направлений удара. В этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием фельдмаршала фон Лееба. С начала войны в ее состав входили 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а для поддержки этих войск был направлен 1-й воздушный флот.
В результате пограничного боя Северной группе армий удалось рассечь советский Северо-Западный фронт надвое и 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознавая непосредственную угрозу Ленинграду, с начала июля направило войска для строительства на границах города укрепленных рубежей, общая протяженность которых составила около 900 километров. 10 июля было сформировано Главное командование Северо-Западного направления во главе с маршалом К.Е. Ворошиловым.
Строительство Лужской оборонительной линии
Красная Армия, опираясь на линию обороны Луги, сумела почти на месяц задержать наступление немцев. Этому во многом способствовала успешная контратака в районе города Сольцы, где можно было нанести значительные потери механизированным ударным силам вермахта.
Выигранное время позволило сформировать резерв в виде двух новых армий (42-й и 55-й) для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, начался процесс эвакуации части предприятий и населения, в котором было задействовано почти полмиллиона ленинградцев. Но после некоторой паузы, чтобы отыграть свои потери, немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окраинам Ленинграда. 29 августа немцы захватили станцию Мга и перерезали главную железную дорогу.
После бомбардировки городов и военных баз в Финляндии советскими военно-воздушными силами 25 июня эта страна объявила войну Советскому Союзу. 31 июля финская армия начала активные наступательные действия на Карельском перешейке и через месяц сумела добиться успеха, остановившись на старом советском укрепленном районе Карелии.
ЗАГАДКА СЕДЬМАЯ
Не хватило снарядов?
Историки также утверждают, что основной причиной увеличения рабочего времени стало не героическое стремление отдать все для общей победы, а отсутствие электричества. Из произведений «историков»:
«Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела этот бой в крайне тяжелых условиях: не хватало боеприпасов, средств инструментальной разведки артиллерии, не было корректирующей авиации, дальность луча советских орудий изначально была ниже, чем у артиллерийских орудий. Немецкие, поэтому до весны 1942 года противодействие вражеской артиллерии носило оборонительный характер, хотя ответные атаки советской артиллерии и ослабляли боевую мощь противника…”
Однако интересно: а у них самих пуль не хватило или они переправили в армию 3 миллиона пуль ?! Почему? Были ли у них проблемы в блоке? Как увеличили дальность стрельбы? Наверное, пушки приблизились ?! Это еще один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации!
Дальность стрельбы самой пушки не увеличивается и не уменьшается и изначально задается конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что новое оружие с увеличенной дальностью стрельбы было спроектировано, изготовлено, испытано и принято на вооружение. Кажется, это писали историки, надеясь, что никто не прочитает и не проанализирует…
Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)
Уже в середине июля командование вермахта исключило штурм Ленинграда как возможную задачу, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера № 35 от 6 сентября, использованной для прорыва советской «северной столицы», 4-ю группу танков нужно было срочно перебросить для атаки на Москву. После взятия Шлиссельбурга немецкими войсками 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной частью страны было отрезано.
Войска группы армий «Северная» пытались выполнить приказ полностью окружить город, но упорная оборона Красной Армии не позволила это сделать. Доминирующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. Немногочисленные успехи вермахта включают взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где был сформирован изолированный Ораниенбаумский плацдарм.
Формирование блокирующего кольца подтолкнуло советское командование к поспешным и несогласованным действиям в контексте Синявинской операции. Он должен был снять осаду, возникшую с силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г.И.Кулика. Это наступление встретило мощное сопротивление немцев, в результате чего удалось продвинуться только на 5-10 километров.
В то же время все советское военное руководство ошибочно ожидало, что вермахт нападет на «город Ленина». Генерал армии Г.К. Жуков, сменивший 13 сентября во главе Ленинградского фронта Ворошилова, принял ряд активных мер по обучению и переброске частей, в том числе снабжение сухопутных частей моряками Балтийского флота. В результате Жуков эффективно рассредоточил свои силы, вынудив подчиненных командиров соединений вести постоянные контратаки на второстепенных направлениях, часто уже укрепленных немцами.
В этот период советские войска провели крупную операцию по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, который получил название «Невский пятачок». Попытки развернуть отсюда наступление с целью расчистить Шлиссельбургский выступ и дальнейшего прорыва блокады не увенчались успехом и привели к значительным потерям.
Карта обстановки под Ленинградом в конце 1941 г
Немецкие войска, закрепившиеся в Подмосковье на расстоянии 4-7 километров от городской черты, приступили к активному артиллерийскому и воздушному обстрелу Ленинграда. Руководители «Третьего рейха» открыто признали свое желание полностью разрушить «город Ленина», рассчитывая на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.
С первых дней блокады в Ленинграде возникла проблема организации снабжения продовольствием. Доступных запасов могло хватить на срок до месяца, что вынудило городские власти существенно сократить их потребление еще в октябре. Подача воздуха и воды через Ладогу решила проблему лишь частично, но вскоре и этот путь оказался под угрозой.
Северной группе армий удалось в начале ноября овладеть Тихвином и Волховом, угрожая выйти к реке Свирь, за которой финские войска были остановлены. Соединение вражеских войск к востоку от Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт смог первым остановить немцев и в начале декабря вернуть потерянные ранее города и железную дорогу к берегам Ладожского озера.
Продовольствие в блокадном Ленинграде стремительно истощалось, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 г нормы раздачи продовольствия достигли минимальных размеров за весь период блокады. Для сотрудников, служащих и детей эта норма составляла 125 граммов хлеба в день, для работающих граждан — 250 граммов. Только к концу 1941 г удалось за счет увеличения ледникового покрова Ладожского озера наладить транспортное сообщение с блокированным городом.
125 граммов хлеба: минимальный дневной рацион для блока
ЗАГАДКА ДЕВЯТАЯ
Откуда взялась еда?
«Потребность в продуктах питания в городе составляла (2 миллиона 544 тысячи жителей города — без учета воинских формирований, флота и жителей осажденного района) 1,5 кг продуктов в день (500 г сухарей и 1 кг овощей и круп. — это общевойсковой паек) — 3800 тонн продуктов в сутки (63 современных вагона). Напомню, это без учета численности войск, флота и жителей региона.
Вторичный учет продовольствия, проведенный 10 и 11 сентября, показал, что для снабжения войск и населения в Ленинграде имелись запасы пшеницы, муки и сухарей на 35 дней, круп и макаронных изделий — на 30 дней, мяса и мясных продуктов — на 33 дня, жир — 45 дней, сахар и сладости — 60 дней (к ноябрю все должно быть закончено, и это с учетом сокращения потребления вдвое).
Для облегчения продовольственной ситуации в Ленинграде были выделены транспортные самолеты для перевозки грузов. Доставкой продовольствия совместно со Специальной авиационной группой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения в составе 30 экипажей московской гражданской авиации.
С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских летчиков в осажденный город было доставлено более 6000 тонн грузов, в том числе 4325 тонн калорийной пищи и 1660 тонн боеприпасов и оружия.
(На 3 месяца привозили еду на 2 дня. Непонятно, зачем привозили боеприпасы, если их выпустили в Ленинграде и вывезли на материк).
Всего к концу навигации 1941 года в осажденный город по воде было доставлено 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия (Википедия) (еще на 20 дней еды).
Всего за первый квартал зимы ледовая дорога пролегала до 24 апреля (152 дня). За этот период было перевезено 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продуктов питания (википедия) (то есть за сутки транспортировалось менее 2000 тонн продуктов питания — это меньше суточной потребности города)…»
Давайте сделаем с вами некоторые расчеты. Чтобы перевезти 360 000 тонн полуторного груза, нужно совершить 360 000 / 1,5 = 240 000 рейсов, которые были выполнены за 152 дня (округляем до 150 дней, здесь высокая точность не нужна). Один день означает 240 000/150 = 1600 поездок. В одном дне 60 х 24 = 1440 минут.
Отсюда следует, что для того, чтобы гарантировать 1600 поездок в день по «дороге жизни», необходимо было, чтобы автомобили двигались днем и ночью с интервалом чуть меньше 1 минуты!
Но «дорогое жизни» был очищенный от снега лед Ладожского озера (нормальные машины не могут проехать по глубокому снегу). Для движения по льду такой интервал вполне приемлем, потому что лед не асфальт, и превышение нагрузки сразу приводит к катастрофе и длительной остановке всей колонны.
Если все было так, как рассказывают историки и пропагандисты того времени, то перед противником стояла очень простая задача: периодически стрелять по озеру из пушек и портить дорогу.
Ведь обледенелую дорогу испортить очень легко, а вот быстро ее «исправить» невозможно! Необходимо отменить объезд, а это займет несколько часов, потому что туда нельзя отправить трактор — он слишком тяжелый.
Поэтому утверждение о том, что по «дороге жизни» за 152 дня было перевезено 360 тысяч тонн грузов, не кажется правдоподобным хотя бы в силу приведенных выше расчетов! И все же необходимо было разгружать, загружать и заправлять автомобили круглосуточно, и этому транспортному средству не приходилось останавливаться ни на минуту!
Также необходимо было иметь достаточно транспорта и топлива для перевозки того, что нужно было отправить на «материк», и вывоза того, что было принесено в окружение.
Сколько автомобилей было задействовано в этой операции? Это можно приблизительно подсчитать.
по карте легко определить, что расстояние, которое нужно было преодолеть по Ладожскому озеру, составляет около 30 км. Если предположить, что автомобили двигались со скоростью около 30 км в час; добавить 1 час на погрузку и 1 час на разгрузку; получаем, что каждая машина совершала 8 поездок в день.
Поэтому для выполнения 1600 рейсов в день требовалось 200 машин.
Конечно, это идеальный расклад. На самом деле время в пути могло составлять более 1 часа, а машины вышли из строя по разным причинам. Поэтому для обеспечения заданного объема движения количество автомобилей можно смело увеличивать вдвое.
И все эти 400 с половиной приходилось постоянно заправлять бензином. Их расход топлива составлял около 20 литров на 100 км. В течение дня каждая машина, которая проехала 480 км, потребляла не менее 100 литров бензина. Ежедневно на весь автопарк приходилось доставлять не менее 40 тонн бензина…
Эта работа, вполне выполнимая в мирное время при постоянном и достаточном финансировании, в военное время при постоянном и целенаправленном противодействии врага становится невыполнимой задачей, практически невыполнимой.
Нет, не сомневаюсь, что попытка организовать таким образом предложение города и области может иметь место. Но я абсолютно уверен, что результаты этой работы были очень разными.
1942 или страшный год блокады
В канун Нового года правила раздачи продуктов питания жителям Ленинграда были несколько усилены, но они продолжали оставаться недостаточными для выживания людей, ослабленных длительным голодом. Сотни тысяч ленинградцев не смогли пережить первые зимние месяцы 1942 года. Аномальные холода этой зимой усугубили голод, а центральное отопление перестало существовать в условиях блокады.
Дата введения стандарта | Нормы хлеба насущного в блокадном Ленинграде (в граммах) для отдельных категорий граждан |
||||
Работники горячего цеха | Рабочие и инженеры | Сотрудники | Сотрудники | Дети до 12 лет | |
11 сентября 1941 г | 700 | 500 | 300 | 250 | 300 |
1 октября 1941 г | 600 | 400 | 200 | 200 | 200 |
13 ноября 1941 г | 450 | 300 | 150 | 150 | 150 |
20 ноября 1941 г | 375 | 250 | 125 | 125 | 125 |
25 декабря 1941 г | 500 | 350 | 200 | 200 | 200 |
24 января 1942 г | 575 | 400 | 300 | 250 | 250 |
11 февраля 1942 г | 700 | 500 | 400 | 300 | 300 |
«Дорога жизни», пролегающая на льду Ладожского озера, приобрела решающее значение для осажденного города. Именно она дала возможность отправлять в город машины с продуктами питания и уничтожать мирное население, особенно детей. Часто это приходилось делать под обстрелами и бомбардировками. Каток проработал до апреля 1942 года, что позволило в несколько раз ужесточить правила раздачи еды жителям города.
Траурное шествие в блокадном Ленинграде
В январе 1942 года советское командование предприняло новую попытку прорвать кольцо немецких войск вокруг Ленинграда. Созданная для этой задачи 2-я штурмовая армия в ходе операции «Любань» сумела прорвать оборону, но задействованных сил было недостаточно для достижения успеха. Весной 1942 года армия была окружена и после тяжелых боев была практически полностью уничтожена или захвачена.
В то же время немецкое военное командование осознавало невозможность взятия Ленинграда в весенне-летнюю кампанию 1942 года. Немцы активно пытались уничтожить корабли советского Балтийского флота авиационными и артиллерийскими ударами. Но эти атаки не привели к значительным результатам.
В августе-сентябре 1942 года очередной бой начался на 15-километровом участке немецкого блок-кольца, примыкающем к Ладоге на карте. Советские войска повторили попытку прорвать насыщенную немецкую оборону, но снова безуспешно. В то же время эта атака сорвала запланированное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего Северная группа армий была усилена 11-й армией, которая была отвлечена от решающих направлений войны.
ЗАГАДКА ЧЕТВЕРТАЯ
Почему работал Кировский завод?
«Известно, что Кировский завод работал все время блокады. Также известен факт: это было 3 (три !!!) километра от первой линии. Людям, не служившим в армии, скажу, что пуля из винтовки Мосина может лететь на такое расстояние, если стрелять в нужном направлении (про артиллерийские орудия большего калибра промолчу).
Жители были эвакуированы с территории Кировского завода, но завод продолжал работать под немецким командованием и ни разу не был разрушен (хотя с этой задачей мог справиться лейтенант-пулеметчик с батареей не большего калибра при правильном задании и достаточном количестве боеприпасов)…»
Вы поняли, что здесь написано? Здесь говорится, что свирепый противник, который 3 года беспрерывно стрелял из пушек и бомбил окруженный Ленинград, не удосужился уничтожить Кировский завод, производивший военную технику, в этот период, хотя это можно было сделать за один день!
Как это можно объяснить? Либо потому, что немцы вообще не умели стрелять, либо потому, что у них не было приказа уничтожить вражеский завод, что не менее фантастично, чем первая гипотеза; или немецкие войска, стоявшие под Ленинградом, выполняли другую, до сих пор нам не известную функцию…
Чтобы понять, как выглядит город, когда он действительно обработан артиллерией и авиацией, посмотрите военные фотографии Сталинграда, который бомбили не 3 года, а гораздо меньше…
Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году
Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (к тому же это название было предложено лично И.В. Сталиным). Для достижения цели в том же районе, где советские войска уже потерпели множество неудач, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником. Операция началась 12 января, а через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты объединились, прорвав блокаду Ленинграда.
Прорыв блокады Ленинграда
На то, чтобы ввести в действие железнодорожное и автомобильное сообщение в проложенном сухопутном коридоре Ленинграда, потребовалось чуть более двух недель. Этот новый маршрут снабжения города, все еще находящийся под запретом, назывался Дорогой Победы. Вторая блокадная зима прошла в достаточно приемлемых для «города Ленина» условиях продовольственного снабжения».
В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались использовать свой успех и разгромить северогерманскую группу армий, но потерпели неудачу. В составе немецких войск оборонительные действия вела, в частности, испанская «Синяя дивизия», сформированная на добровольных началах (в связи с официальным нейтралитетом Испании во Второй мировой войне). Это подразделение занимало позиции на реке Ижора и смогло успешно отражать атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизию отозвали на родину.
ЗАГАДКА ПЯТАЯ
Как поставлялся Кировский завод?
«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, САУ-152, в 1943 году они преобладали в производстве танков ИС-1, ИС-2 и САУ-152. Из фотографий, размещенных в Интернете, мы Представляете масштабы производства танков (это крупное и массовое производство). Помимо Кировского завода, действовали и другие заводы в Ленинграде, выпускавшие патроны и другую продукцию военного назначения. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамвая… Это всего лишь небольшая часть реальности, сильно отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»
Чтобы такое крупное машиностроительное предприятие, как Кировский завод, работало и производило продукцию, необходимо очень серьезное и постоянное снабжение. И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и очень больших объемах, но и сырье (металл требуемых марок в тысячах тонн), комплектующие тысяч предметов, инструменты из тысяч предметов, еда и вода для рабочих и многое другое больше . все остальное.
К тому же нужно было где-то готовое изделие положить! Это не перьевые ручки! Это крупногабаритные товары, которые можно транспортировать только по морю или по железной дороге. А то, что продукция произведена, подтверждается письменными доказательствами:
«Из-за остановки почти всех электростанций некоторые машины пришлось перемещать вручную, что увеличивало рабочий день. Часто некоторые рабочие ночевали в магазине, экономя время на срочных заказах на передовой. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности во второй половине 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 миллиона снарядов и мин, более 3 тысяч полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронетранспортеров, 58 бронепоездов и т.д.платформы линкоры.
2. Помогал рабочим Ленинграда и других участков советско-германского фронта. Осенью 1941 года в ожесточенных боях за Москву город на Неве отправил войскам Западного фронта более тысячи артиллерийских и минометных орудий, а также значительное количество других видов оружия. В сложной обстановке осени 1941 года основной задачей рабочих осажденного города было обеспечение фронта оружием, боеприпасами, техникой и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощности ленинградской промышленности оставались значительными. В сентябре 1941 года предприятия города произвели более тысячи 76-мм орудий, более двух тысяч минометов, сотни противотанковых орудий и пулеметов…»
Обнаружен странный завал: 30 августа 1941 г было прервано железнодорожное сообщение с «материком», а осенью 1941 г. «более тысячи орудий и минометов, а также значительное количество других видов оружия.. «их отправили на западный фронт…»
Как можно было доставить такое колоссальное количество оружия из «блокадного» Ленинграда на Западный фронт, если бы не было железнодорожного сообщения? На плотах и лодках по Ладожскому озеру под постоянным огнем немецкой артиллерии и самолетов, господствовавших в то время в воздухе?
Теоретически это возможно, но на практике очень маловероятно…
ЗАГАДКА ВТОРАЯ
Почему было так мало снарядов?
Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного заявления о том, что в город во время блокады упало 148 478 пуль. Историки описывают эти события следующим образом:
«Жители Ленинграда жили в постоянном нервном напряжении, взрывы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 г город подвергся бомбардировкам 272 раза общей продолжительностью 430 часов. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года бомбардировка длилась 18 часов 32 метра, 17 сентября — 18 часов 33 минуты. За время блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч пуль…»
Кунгуров простым арифметическим расчетом показывает, что эта цифра снята с потолка и может отличаться от реальности на несколько порядков! Артиллерийский дивизион из 18 крупнокалиберных орудий за вышеупомянутые 430 часов бомбардировки способен произвести 232 тысячи выстрелов!
Но ведь блокада, по укоренившимся данным, длилась намного дольше трех недель, а оружия у противника было в несколько сотен раз больше. Поэтому количество падающих пуль, о которых писали тогда газеты того времени, а потом переписывали каждый, кто нам писал на блоке, должно было быть на несколько порядков больше, если бы блок произошел в том виде, в каком мы все использовали к.
С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно только в том случае, если противнику не разрешили атаковать город артиллерией и авиацией.
Однако, судя по картам, противник находился в нескольких километрах от города, и остается резонный вопрос, почему город и военные заводы не были полностью превращены в руины за пару недель.
Снятие блокады Ленинграда
Операция полного освобождения началась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны в районе Петергофа и Новгорода. Линия обороны противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, сумела выйти из подготовленного для них окружения.
21 января немцы начали отвод войск с Мгинско-Синаавинского выступа на новые рубежи обороны в районе Нарвы и Луги. Советские войска упорными боями смогли серьезно сорвать эти планы, и после взятия Красногвардейска добились расчленения 18-й немецкой армии на две части. В результате наступления немецкие войска были отброшены от города, а 27 января на фронте был отдан особый приказ об окончательном снятии блокады Ленинграда.
Дальнейшее развитие наступления отодвинуло советско-германскую линию фронта от «северной столицы» более чем на 200 километров. В середине июня советские части отбросили финские войска, удерживавшие Карельский перешеек, более чем на 100 километров к северу. При этом последовательно прорвалось несколько хорошо укрепленных оборонительных рубежей противника.