Дорога жизни через Ладожское озеро: карта, протяженность, история

Содержание
  1. История Дороги жизни через Ладожское озеро
  2. Дорога жизни в блокадном Ленинграде зимой
  3. Как проходила Дорога жизни по Ладоге
  4. Сколько километров Дорога жизни по Ладоге
  5. По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии
  6. Памятный знак «Регулировщица»
  7. Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
  8. Мемориал «Балтийские крылья»
  9. Памятник полуторке
  10. Мемориал «Румболовская гора»
  11. Исторический участок Дороги жизни
  12. Мемориал «Катюша»
  13. Братское кладбище
  14. Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
  15. Музей «Дорога жизни»
  16. Памятники на станции Ладожское Озеро
  17. Памятники, включенные в Зеленый пояс Славы и «Дорогу жизни»
  18. Памятники, посвященные Дороге жизни
  19. Цветок жизни
  20. Дневник Тани Савичевой
  21. Румболовская гора
  22. Полуторка
  23. Катюша
  24. Разорванное кольцо
  25. Переправа
  26. «Дорога жизни» в наши дни
  27. Как добраться
  28. Блокада Ленинграда – дорога жизни для фронта
  29. Экспозиция музея «Дорога жизни» на Ладожском озере
  30. Основная экспозиция
  31. Павильон для крупногабаритных экспонатов
  32. Павильон «Малый охотник»
  33. Экспозиция под открытым небом
  34. Административно-бытовой комплекс

История Дороги жизни через Ладожское озеро

8 сентября 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург. Именно через этот город проходил единственно возможный сухопутный путь, который связывал город на Неве с Советским Союзом. Кольцо замкнулось: началась почти 900-дневная осада города. В этот же день была проведена массированная бомбардировка города вражеской авиацией, в результате которой были уничтожены крупные продовольственные склады. Более 2,5 миллионов жителей (в том числе 400 000 детей) были приговорены к голодной смерти из-за острой нехватки продовольствия.

Единственная дорога, соединяющая Ленинград, заблокированный кольцом немецких войск, и материк, проходила через Ладожское озеро. До конца ноября 1941 года снабжение города осуществлялось двумя способами: воздушным и водным. Ежедневно более 50 самолетов ПС-84 (ЛИ-2) Гражданского воздушного флота доставляли в осажденный город продовольствие и топливо. На хорошо налаженном воздушном транспорте самолеты ГВФ ежедневно доставляли 100–150 тонн продовольствия и боеприпасов, а на обратных рейсах уносили несколько сотен жителей осажденного города.

12 сентября первые баржи прибыли в Ленинград по водной дороге жизни через Ладожское озеро. В сентябре в осажденный город было доставлено около 20 тысяч тонн товаров. Плавание по Ладожскому озеру было очень опасным. За первые 2 месяца блокады в водах Ладоги затонуло несколько барж, в результате чего погибли сотни эвакуированных жителей и солдат.

В ноябре 1941 года вступила в строй легендарная обледенелая дорога ВАД-101, главная дорога которой пролегала от Кобоны до Коккарево. 22 ноября первые автомобили пересекли лед Ладожского озера — транспортная магистраль получила народное название Дорога жизни.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Опасный каток на Ладожском озере часто называли дорогой смерти. Многие автомобили, часто с полным пансионом, без шансов на спасение падали в лед. Для многих ленинградцев маршрут по катку через Ладожское озеро стал последним в их жизни.

Важно! В первую блокадную зиму по Ледяной дороге жизни через Ладожское озеро перевезено 360 тысяч тонн продуктов и товаров, эвакуировано 550 тысяч человек.

Дорога жизни в блокадном Ленинграде зимой

16.11.1941 г первый «полуторный» караван GA3-AA проехал по незрелому льду озера. Водители открыли двери и встали на взлетно-посадочные полосы — чтобы успеть прыгнуть, если машина упала в лед. Добраться до города не удалось: мешки с мукой пришлось разгружать на полпути и возвращаться обратно. Пока лед не крепнет, завели конные повозки.

С 22 ноября «Дорогая жизнь» и грузовики стали отправляться регулярно. Взлетно-посадочная полоса проходила всего в пятнадцати километрах от позиций фашистов, поэтому авианалеты и бомбежки происходили регулярно. Они оставляли отверстия, засыпанные льдом и засыпанные снегом, иногда через них проваливались машины.

Карта дороги жизни
Дорога в жизнь, карта блокадного Ленинграда

В самую тяжелую зиму, первый квартал, на Дороге Жизни работали более четырех тысяч машин. Каждая четверть из них была потеряна в яме или в результате попадания вражеской бомбы или пули.

Еще одна беда — сильные ветры Ладоги. Когда начиналась метель, трассу быстро сметало, и в условиях плохой видимости можно было легко потерять ориентацию.

Самые большие убытки понесли в первые месяцы использования катка. Тогда уже был накоплен ценный практический опыт; тысячи людей стали обслуживать дорогу; одновременно было проведено несколько маршрутов, отработана охрана караванов и уменьшились потери.

Как проходила Дорога жизни по Ладоге

Дорога жизни — это не только легендарный каток, но и сочетание воды, воздуха, земли и железных дорог, благодаря которому груз был доставлен в осажденный город, а его жители эвакуированы.

Снабжение блокадного Ленинграда осуществлялось городом Вологда, главной продовольственной базой на северо-западе страны. Сухопутный маршрут пролегал по следующему маршруту: Вологда — Череповец — Тихвин — Волхов — Новая Ладога. Продовольствие и боеприпасы доставляла Тихвин-Волховская железная дорога. Кроме того, ценный груз со станции Волхов был перевезен на водный причал Гостинополя — важнейшего перевалочного пункта Дороги жизни.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

В доке драгоценный груз погрузили на баржи. Буксиры перевозили баржи по реке Волхов через Волховский шлюз до села Новая Ладога. Погруженные баржи буксировали по Ладожскому озеру на озерных буксирах или кораблях военной флотилии к западному берегу, в бухту Осиновца.

Бухта находилась в 55 км от блокадного Ленинграда, недалеко от станции Ладожское озеро, конечной станции Ириновской ветки Октябрьской железной дороги. В порту Осиновец грузы с судов и барж загружались на грузовики, железнодорожные платформы и доставлялись в Ленинград по железной дороге и по параллельной ему автомобильной дороге.

В ноябре 1941 г. Тихвин был взят немецкими войсками. Единственная железнодорожная ветка, благодаря которой можно было доставить ценные грузы на берегу Ладожского озера на базы Кобона и Лаврово со складов станции Войбокало, была заблокирована противником. Меняется путь доставки продовольствия и боеприпасов: ценные для осажденного города товары стали поступать на станции Заборье и Подборовье, которые находились в 300 км от берега восточного берега Ладожского озера.

В конце ноября военный совет Ленинградского фронта принимает решение о строительстве зимней дороги от станции Заборье до Кобоны.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Новая трасса, построенная в рекордно короткие сроки, получила название Военная трасса № 102.

Важно! По новой сложной дороге можно было доставлять только 500 тонн грузов в сутки.

Непростая военная дорога, проложенная невероятными усилиями военных и местных жителей соседних населенных пунктов через болота и непроходимые леса, стала жизненно важной артерией Дороги Жизни. Благодаря ей жители Ленинграда смогли пережить самые мучительные дни блокады 1941 года.

Путь вокруг захваченного Тихвина длился недолго, позже к ВАД-102 соединилась легендарная ледовая дорога через Ладожское озеро — Военный маршрут No. 101. Обледенелая дорога жизни через Ладожское озеро заработала 22 ноября 1941 года.

По льду Ладожского озера были проложены первые маршруты — схемы движения по Дороге жизни.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Сколько километров Дорога жизни по Ладоге

Протяженность первого участка железнодорожной станции Войбокало — Кобона, по которому осуществляется доставка грузов автомобильным транспортом, составила 32 км. Первоначально участок военной магистрали Ленинградского фронта от станций Заборье и Подборовье до западного берега Ладожского озера был самым протяженным, его протяженность составляла 308 км.

После освобождения Тихвина стратегические базы Заборье и Подборовье были перенесены. Протяженность новой дороги для перевозки грузов автомобильным транспортом в Новой Ладоге составила 115 км, для порожних автомобилей — 155 км. В конце декабря 1941 г., благодаря успешным контратакам советских войск и разгрому войск противника под Тихвином, вскоре было восстановлено железнодорожное сообщение со станциями Войбокало-Жихарево.

Протяженность промерзшей дороги жизни вдоль Ладожского озера, благодаря которой доставка продуктов и боеприпасов, транспорта жителей, эвакуированных в период морозов, составила около 30 км.

Протяженность дороги жизни через Ладогу от Кобоны до Коккарево прямо по льду составила 27 км, однако из-за регулярных обстрелов и опасных участков обледенелой дороги с полынью тропа стала искажаться — расстояние увеличилось до 33 км. В первую зиму Маршрут Жизни Ледогорского Пути по Ладоге «перемещался» по карте 4 раза, а некоторые участки меняли конфигурацию 12 раз.

Протяженность сухопутной дороги от Коккарево до блокадного Ленинграда составляла 55 км. Протяженность современной «Дороги жизни» от Коккарево до Санкт-Петербурга составляет 45 км.

По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии

В данной статье будет уделено внимание участку Дорогы жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.

Для экскурсии по Дороге жизни лучше всего использовать собственный автомобиль.

0-й километр Страда делла Вита расположен недалеко от кольцевой дороги.

Памятный знак «Регулировщица»

Первый километр. Памятный знак «Регулятор» установлен в 1986 году возле Рябовского переезда на первом столбе, обозначающем нулевой километр Дороги Жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но впоследствии на первом километре восстановили. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флагом в руке. В военное время водителями руководили авиадиспетчеры с флагами. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали своих постов даже во время бомбежек.

В мемориальный комплекс первого километра также входит советская зенитная установка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро Калининского завода в 1939 году. В этом же году Красная Армия приняла на вооружение мощную и надежную артиллерийскую систему. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 самолетов противника.

Мемориальный комплекс «Цветок жизни»

Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали самые тяжелые испытания. Они умерли от голода, погибли во время бомбежек. Памятник также посвящен тем детям и подросткам из Ленинграда, которые во время войны работали на заводах, тушили зажигательные пули, вели малый бизнес во имя победы.

Мемориальный комплекс
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»

Торжественное открытие 15-метрового монумента «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Тарелки внизу цветка похожи на листочки. Четверка — надпись детской песни «Пусть всегда будет солнце», а пятая — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником есть надпись, посвященная детям осажденного города: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда. 1941 — 1944 гг».

Дорога жизни блокадного Ленинграда

Аллея дружбы
Аллея дружбы

От «Цветка жизни» начинается аллея дружбы, ведущая к месту боли — кургану с 8 стеблями — трагическим страницам дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родственников. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, вызванных голодом.

страницы из дневника Тани Савичевой
страницы из дневника Тани Савичевой

Комплекс окружен березовой рощей. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-х годах прошлого века в память о детях блокадного Ленинграда зародилась традиция привязывать красные галстуки к стволам берез. Он сохранился до наших дней.

900 деревьев символизируют 900 дней изоляции
900 деревьев символизируют 900 дней изоляции

В роще установлена ​​мемориальная доска Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других памятников на Дороге жизни.

Мемориал «Балтийские крылья»

Памятник «Балтийские крылья» находится недалеко от столба, которым отмечен шестой километр дороги. В 1941-1943 годах здесь располагался аэродром для морских летчиков Балтийского флота. Их самолеты охраняли улицу и город. Подвиг летчиков олицетворяет монумент в виде разбившегося самолета. Рядом с шестым километром находится музей: усадьба Приютино, где когда-то жила семья Олениных, а во время войны — общежитие военных летчиков.

Памятник полуторке

На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине-солдату» — легендарному «грузовику» и военным автомобилистам Дорог жизни. Автомобиль ГАЗ-АА получил почетное звание солдата за службу по блокировке фронта — именно на этих автомобилях была возложена основная нагрузка по перевозке людей и грузов по суше и льду Ладоги. Интересно отметить, что первые автомобили ГАЗ-АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании Ford».

Мемориал «Румболовская гора»

Рядом с городом Всеволожск, на пересечении десятого километра дороги с Колтушским шоссе, находится мемориал «Румболовская гора». Отметьте стойкость и отвагу защитников города. Четыре величественных дубовых листа символизируют силу, четыре лавровых листа — славу. Среди них есть небольшой желудь — олицетворение надежды на пробуждение жизни. Ряды стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.

Исторический участок Дороги жизни

12-мильный мемориал необычен: это исторически сохранившийся участок дороги военного времени, вымощенный булыжником. Он похож на мост времени, брошенный в наше время, и позволяет отчетливо представить себе, как происходил транспорт: трепещущая машина с драгоценным грузом хлеба под взрывами бомб и бесконечными бомбардировками… На трех высоких стеблях — Знаки по пути следования, высечен лозунг военных водителей: «Чем больше летишь — тем быстрее победа над врагом».

Мемориал «Катюша»

Величественный памятник Катюше расположен на семнадцатом километре. Он посвящен зенитному отряду, который путешествовал по Страда-делла-Вита и аэропорту. 14-метровые стальные балки символизируют зенитные стволы ракетной установки. На каменной стеле выгравированы слова: «Ленинград был спасен мужеством отважной, бессмертной Славы павшим героям».

Братское кладбище

Запоминающееся место между 30-м и 31-м километрами — Братское кладбище у села Ириновка. Внутри похоронено около 500 человек, в том числе военные и мирные жители. На кирпичной стене, расположенной недалеко от шоссе, установлены мемориальные доски с именами похороненных здесь людей. В вырытых здесь ямах хоронили тела погибших на Дороге Жизни. Иногда их заворачивали в ткань, когда ее не было — просто в одежду. Но всегда старались найти документы умершего, чтобы братская могила не была безымянной.

Братское кладбище
Братское кладбище

На мемориальной доске у стены выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда бы вы ни пошли или пошли, но остановитесь здесь, поклонитесь могиле этой улицы от всего сердца».

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» расположен на 40-м километре трассы. Семиметровое сооружение на берегу Ладожского озера видно издалека. Две арочные арки обозначают стопорное кольцо, которым враг надеялся задушить Ленинград. Разрыв между ними — символическое обозначение Пути Жизни, не позволившего осуществиться фашистским планам. В центре, на земле, в бетоне отпечатаны следы колес автомобилей.

Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симоне.

Константин Михайлович Симун скончался 4 сентября 2019 года.

По обе стороны от памятника размещены зенитная установка и памятная стела со стихами Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В тяжелые годы, верные народу, долгу и Отечеству, через ледяные холмы Ладоги, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтобы жизнь никогда не умирала!»

Вечный огонь на Разорванном кольце зажгли 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.

Музей «Дорога жизни»

Музей расположен в поселке Ладожское озеро, на 45 километре. На прилегающей территории находится техника и инструменты, которые участвовали в транспортировке и охране Дорог жизни: автомобили, лодки, морские орудия, самолет и многие другие находки.

Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахинское городское поселение, с. Ладожское озеро, шоссе Страда делла Вита, n ° 58

Рядом с музеем находится Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века и действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — он занимает 9-е место.

Осиновецкий маяк
Осиновецкий маяк

Памятники на станции Ладожское Озеро

На вокзале «Ладожское озеро», на сорок шестом километре дороги, есть много других знаковых мест:

  • Памятник представляет собой взрыв, произведенный обломками кораблей, затонувших во время войны. Вспомните подвиги моряков Балтийского флота, спасших Ленинград.
  • Памятник паровозу Эш-4375 «Комсомолец», перевозившему горючее, продукты и боеприпасы по Дороге жизни. В 1970 году его поставили на вечную стоянку.
  • Здание вокзала построено в 1974 году. Оно имеет форму противотанковой надолбы. На втором и третьем этажах здания расположен филиал музея Октябрьской железной дороги, посвященный железнодорожникам, работавшим на дороге в 1941-1943 годах.

Памятники, включенные в Зеленый пояс Славы и «Дорогу жизни»

  • первые 7 км вгорода от станции «Ржевка», называемые «Ржевский коридор»;
  • мемориальный комплекс «Цветок жизни», символизирующий дневник ленинградской студентки Тани Савичевой;
  • мемориал «Румболовская гора» на 10 км «Дороги» во Всеволожске;
  • памятник «Катюша» 17 км у села Корнево;
  • 56 памятных километровых столбов на Финляндском вокзале — линия Ладожского озера;
  • 46 памятных километровых столбов на трассе от Ржевки до Ладожского озера;
  • мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»;
  • памятник «Переправа» у села. Морозов на правом берегу Невы;
  • стела «Стальной путь» на станции «Петркрепость»;
  • стела Кобона в деревне Кобона;
  • памятник автомобилю «Легендарный грузовик» в 103 км от Петрозаводского шоссе;
  • стела «Войбокало» на станции «Войбокало;
  • памятник, посвященный «Малой дороге жизни» на берегу бухты у Малой Ижоры.

Памятники, посвященные Дороге жизни

Дорога жизни через Ладожское озеро на две зимы была единственной «нитью», соединявшей блокадный Ленинград с материком. В настоящее время единственная транспортная артерия увековечена в мемориалах, расположенных на трассе Санкт-Петербург — Море.

Вдоль дороги от Ржевки до Ладожского озера построено 7 памятников, 46 памятных обелисков, измеряющих километры Дорог жизни.

Цветок жизни

Памятник «Цветок жизни» находится в 3 км от Strada della Vita. Открытие мемориала состоялось 28 октября 1968 года. Один из памятников в мемориальном комплексе «Цветок жизни» создан в память о жертвах блокадного Ленинграда. Ленинградская молодежь, достойно перенесшая страшный голод и ужасы войны, продолжала учиться и работать на заводах наравне со взрослыми.

Важно! Дети блокадного Ленинграда из последних сил защищали свой город, совершали подвиги. Многие из них стали посмертными героями.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Памятник выполнен в виде огромного цветка высотой 15 метров, на лепестках каменного цветка вырезаны памятные слова, а на одном из лепестков изображено лицо улыбающегося мальчика. Рядом с памятником находится небольшая доска с памятной надписью.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Памятник окружает роща из 900 берез, посаженных по количеству дней квартала. В память о детях, погибших во время блокады, к стволам деревьев привязывают кусочки алой ткани (пионерские галстуки.

Дневник Тани Савичевой

Недалеко от монумента «Цветок жизни» находится Аллея Дружбы, на которой установлена ​​серия мемориальных досок с выгравированными именами пионеров блокады. Вдоль аллеи высажены липы, на стволах и ветвях которых также перевязаны алыми лентами.

именно эта аллея соединяет главный мемориал комплекса с курганом «Дневник Тани Савичевой», открытым в 1975 году.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

На небольшом холме установлены 8 бетонных плит, которые символизируют листья блок-дневника ленинградской студентки Тани Савичевой. Каждая гранитная «страница» мемориала повторяет записи, сделанные Таней в дневнике в самые тяжелые дни блокады.

Важно! Дневник Тани Савичевой стал символом блокадного Ленинграда.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Румболовская гора

Мемориал «Румболовская гора» установлен на 10 км Дороги жизни у подножия песчаной Румболовской горы во Всеволожске. В годы Великой Отечественной войны здесь проходила Главная дорога жизни, грунтовая дорога к берегу Ладожского озера.

Мемориал воздвигнут в 1967 году жителями Фрунзенского района Ленинграда. Металлический обелиск выполнен в виде огромных листьев дуба и лавра, устремленных вверх. Дубовый лист символизирует непобедимую силу, силу и благородство воинов, лавровый лист — славу героев. У основания импровизированных листьев находится желудь — символ новой жизни, за которую боролись герои.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Рядом с обелиском установлена ​​стела, на которой выгравированы стихи советской поэтессы Ольги Федоровны Берггольц.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Полуторка

Памятник грузовику ГАЗ-АА находится в 10 км от Дороги Жизни. Благодаря этой легкой и мощной машине они осуществили перевозку ценностей и эвакуацию жителей блокадного Ленинграда по сложной Ледяной дороге жизни через Ладогу.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Самый молодой памятник на Дороге жизни — бронзовая копия «Солдатской машины» в натуральную величину, установленная на Румболовской горе (открыта 27 января 2012 г.). Основание памятника — особый каркас, обшитый колючей проволокой, символизирующий постоянную опасность, подстерегающую на каждом метре военной тропы.

Важно! Благодаря мужеству и самоотверженности легендарных водителей грузовиков во время блокады Ленинграда на Дороге жизни около 1,5 миллиона жителей были перевезены через Ладожское озеро и доставлены сотни тысяч тонн продуктов.

Катюша

Памятник Катюше расположен в 17 км от сухопутной части Дорогой жизни. Установлен в 1966 году на холме у села Корнево Всеволожского района усилиями работников предприятия Ленинградской Ждановской области.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Памятник системе залпового огня БМ-13, в народе называемой «Катюша», виден издалека. Памятник Катюше представляет собой стальную конструкцию из пяти 14-метровых балок, установленных под углом на бетонном основании. На месте установки памятника боевой машине во время блокады находилась зенитная батарея, защищавшая Дорогу жизни и аэропорт Углово от бомбардировок немецкой авиации.

Перед памятником находится гранитная стела с памятной надписью.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Разорванное кольцо

Памятник «Разорванное кольцо», открытие которого состоялось 29 октября 1966 года, расположен на западном берегу Ладоги в селе Коккарево Всеволожского района, в 40 км от Дороги Жизни.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Скульптуру установили на Вагановском спуске, где закончилась сухопутная часть Дорожки Жизни и началась опасная ледовая трасса ВАД-101. Здесь товарные конвои начали свой путь к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера.

Памятник «Разорванное кольцо» состоит из двух бетонных полуарок длиной 7 м, которые символизируют кольцо квартала. Пустое пространство в центре фигуры — символ Пути Жизни.

На плитах по краям арки расположены большие железобетонные шары, символизирующие установки прожекторов.

Рядом с памятником находится оригинальное зенитное орудие 1939 года. На орудии написаны даты:

  • начало блокады — 8 сентября 1941 г;
  • прорвать блокаду — 18 января 1943 г;
  • снятие блокады — 27 января 1944 г.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

На бетонном основании, под кольцом рваного камня, обнажены защиты колес машин, выехавших на ледяную Дорогу Жизни. 7 мая 2015 года под бетонными сводами памятника, доставленного к мемориалу с Пискаревского кладбища, зажгли Вечный огонь.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

У подножия памятника прорыву блочного кольца установлена ​​гранитная стела, на которой выгравировано стихотворение советского поэта Бронислава Кежуна.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Переправа

Мемориал «Перекресток» входит в Зеленый пояс славы Ленинграда. Памятник расположен недалеко от села им. Морозова на правом берегу Невы в Ленинградской области. Памятник установлен в 1970 году. После прорыва блокады Ленинграда в 1943 году силами 3-й понтонно-мостовой бригады Красной Армии построен ледовый железнодорожный переход через Неву, соединивший город с материком.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

Основание памятника понтонным солдатам выполнено в виде понтона. На бетонной стеле высотой 20 м установлены две памятные доски с юго-восточной и северо-западной сторон.

Музей Дороги Жизни на Ладожском озере

«Дорога жизни» в наши дни

Две зимы — 1941-1943 гг. Дорога жизни была единственной артерией, соединявшей Ленинград с материком. Теперь он увековечен в памятниках, расположенных на трассе А128 Санкт-Петербург — Море, именуемой Зеленым поясом славы. Инициатива создания этого комплекса памятников принадлежит поэту квартала Михаилу Дудину. Части мемориала, от станции «Ржевка» до Осиновецкого маяка, столбы 43 километра «Дороги жизни» официально считаются важными памятниками истории края и города.

Как добраться

Самый быстрый способ добраться из Санкт-Петербурга до музея «Дорога жизни» — сесть на поезд с Финляндского вокзала до вокзала Ладожского озера. От вокзала нужно пройти около 1 км в сторону Ладожского озера.

Расписание поездов до станции «Ладожское озеро» от Яндекс. Расписания.

Альтернативный вариант — путешествие на машине. Дорога займет около часа, машину можно взять напрокат. Со стороны Красногвардейского района Санкт-Петербурга следовать в направлении КАД, далее по трассе «Дорога жизни». До Ладожского озера надо проехать Всеволожск, Романовку, Ваганово.

Заказать такси на такое расстояние будет сложно, можно попробовать вызвать машину через Яндекс. Такси, Gett, Uber или Maxim, но лучше воспользоваться услугами компаний, которые предлагают трансферы, например KiwiTaxi.

Блокада Ленинграда – дорога жизни для фронта

По льду Ладоги в пострадавший город не только привозили продукты, но и вывозили из него вынужденных переселенцев. Ленинградские предприятия продолжали выпускать продукцию военного назначения, а также экспортировали ее.

Грузовики едут с открытыми дверями по Дороге Жизни
Водители едут с открытыми дверями — чтобы успеть выпрыгнуть, если машина сломается

Тяжелые танки КВ, которые делали в северной столице, ехали одни по льду Ладожского озера, без башни (для уменьшения нагрузки): его тащили сзади на импровизированных санях. Кроме того, с заводов осажденного города по Ладоге на фронты перебрасывались новые минометы и артиллерийские орудия.

Экспозиция музея «Дорога жизни» на Ладожском озере

На территории комплекса расположены несколько локаций: павильон с основной выставкой, административно-сервисный комплекс, павильон для масштабных выставок, павильон Маленького охотника и экспозиция под открытым небом.

Основная экспозиция

Главный экспонат размещается в здании в форме ледяной глыбы. Построен в 2016 году ко Дню ВМФ. В павильоне собраны артефакты, рассказывающие о важнейшей магистрали, созданной во время Великой Отечественной войны. Благодаря Дороге Жизни тысячи людей были спасены в этот сложный и трагический период истории нашей страны. Посетители узнают, как создавалась ледовая магистраль, как она помогала ленинградцам во время блокады, как прокладывались трубы, кабели и другая инфраструктура, необходимая для эксплуатации дороги и ее защиты.

В павильоне размещено 12 выставок, посвященных разным периодам Великой Отечественной войны. Гости музея могут ознакомиться с ними или заказать экскурсию.

Экскурсия начинается с прошлого Ладожского озера, первый зал рассказывает о географических особенностях озера, его истории от древности до наших дней. Особое внимание уделяется военным событиям: строительству крепости Орешек, Северной войне и строительству судоходных каналов. Далее следуют залы, где собраны артефакты, отражающие судьбу озера и его инфраструктуры с начала и до конца Великой Отечественной войны.

Павильон для крупногабаритных экспонатов

Зал представляет собой большой ангар, где выставлены автомобили времен войны, а также другие важные объекты, используемые в боевых действиях и при строительстве «Дороги жизни» — морские мины, торпеды, полевая кухня, электромагнитный трал и другое крупное оборудование.

Павильон «Малый охотник»

В павильоне находится уникальный экспонат — сторожевой катер «Малый охотник» (МО-4), который использовался для поиска и уничтожения подводных лодок противника. В музее «Дорога жизни» находится единственный сохранившийся экземпляр, участник сражений во время Второй мировой войны. Помимо основной функции, «Маленькие охотники» использовались для запуска разведчиков в тыл врага и после постройки переправы для блокады Ленинграда прикрывали баржи с продовольствием.

Экспозиция под открытым небом

На территории музея «Дорога жизни» можно увидеть коллекции военной техники. Здесь представлена ​​не только авиационная и военно-морская техника, но и виды артиллерийских орудий, а также памятник в честь защитников Дорог жизни».

Большую часть экспозиции занимают героические корабли, охранявшие дорогу и постоянно участвовавшие в боях. Посетители увидят буксиры «Ижорец» и «Ижорец № 8, части канонерской лодки Бира, Холл якоря сторожевого корабля Конструктор и др.

Центральный объект открытой выставки — транспортный самолет Ли-2Т. Важную роль в оказании помощи блокадному Ленинграду сыграла авиация. До начала функционирования «Дороги жизни» продукты и другие важные грузы доставлялись в город старыми самолетами. С их помощью вывозились также ученые, дети, высококвалифицированные рабочие, ценные музейные экспонаты и т.д.

Выставка артиллерийских орудий расположена на набережной Ладожского озера. Посетители музейного комплекса узнают, какую важную роль играла корабельная артиллерия в борьбе с самолетами противника. Здесь представлены 45-мм пушка 21-К, 76-мм и 37-мм зенитные орудия 70-К, артиллерийская установка 90-К, зенитная установка В-11 и многое другое. В экспозицию помимо морской пушки входит и вооружение сухопутных войск: гаубицы ЗИС-3 и М-30, 76-мм полковая пушка и дивизионная пушка 52-П-353.

Административно-бытовой комплекс

Это здание, в котором расположены офисы, большой конференц-зал, кафе, а также интерактивные места: тир, симулятор грузовика и интернет-кафе для компьютерных игр и соревнований.

Симулятор «Грузовик» позволяет почувствовать себя водителем легкового автомобиля, путешествующего по «Дороге жизни» в условиях постоянных бомбардировок и опасности.

Оцените статью
Блог о войнах